Альтернативные литературные детские корни

Здравствуй, Дорогой Читатель! Вот наконец после долгого молчания, обусловленного какой-то весенней вязкостью мыслей и идей, общей чахлостью здоровья вследствие аномального холода в квартире, на работе и на улице, и много еще чем (в основном, ленью), я более-менее собрался с мыслями и пишу заметку на обещанную тематику.
Итак, сразу хочу сказать, что расскажу далеко не обо всех детских литературных корнях, потому как они велики и разнообразны. А только о тех, что подходят под стилистику данного блога, то есть об альтернативных креативных.

Первым, кто взорвал мой тогда еще неокрепший детский мозг, был писатель Георгий Почепцов и его сборник "Сказки". После прочтения этого сборника горизонты моей, тогда еще простой и наивной, детской фантазии существенно расширились и перевернулись. Достаточно вспомнить все фигурировавшие в рассказах многомерные квартиры, где то начинали течь реки, то появлялись джунгли, то главные герои впадали в состояния измененного сознания. Сам Лобачевский позавидовал бы столь математически красиво описанному хаосу пространств и событий. Социальные волшебники, говорящие вороны, корни мандрагоры, сумасшедшие троллейбусы и не менее неадекватные пассажиры, эксперименты с перемещением во времени и пространстве, загадочные кубические предметы, напоминающие устройство из самого известного фильма Клайва Баркера - это абсолютно неполный и самый минимальный перечень тех чудесных элементов, которые, причудливо переплетаясь между собой, формировали сюжеты "Сказок" Почепцова. Да что рассказывать, это нужно читать. Причем это отнюдь не какой-то ортодоксальный писатель-авангардист, а - цитирую дословно - "доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой информационной политики Национальной академии государственного управления при президенте Украины, заведующий кафедрой маркетинга Международного Соломонова университета, один из самых компетентных специалистов в области паблик рилейшнз и имиджелогии как в Украине, так и в СНГ". Автор множества серьёзных политико-технологических книг. Теперь его "Сказки" в виде бумажной книги найти практически нереально, если только у букиниста какого-нибудь...Но в электронном виде найти их не сложно. А вот точно такая же книга была и у меня в детстве:


Вторым катализатором развития нестандартного мышления (ну или попытки развития) был малоизвестный детский журнал "Трамвай".


Абсолютно альтернативное детское периодическое издание, где простым и доступным языком затрагивались серьёзные философские темы. Религия, история, языкознание и т. п. Например, впервые об эсперанто я узнал именно оттуда. Да и много чего еще познавательного было на страницах "Трамвая". И, конечно, юмористические, сатирические, абсурдистские рассказы во множестве наполняли издание. Перечислять всё бессмысленно, если кому-нибудь интересно, в Интернете найти найденные и сохраненные экземпляры журнала вполне возможно. Лично я уже собрал все существующие в электронном виде номера, всего вышло на 200 Mb.
Особенно из прочитанного в "Трамвае" мне запомнились рассказы про Бутявку, Калушу и её калушат, автором коих является Людмила Петрушевская. А сборник называется "Лингвистические сказочки". Глубоким стебом и иронией пронизаны эти рассказы, чего стоит хотя бы эта фраза:

– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо‑зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.

Кстати, по этому рассказу "Пуськи бятые" была защищена кандидатская диссертация. На полном серьёзе. В интернете можно найти серъезный научный текст работы, где детально и дотошно разобраны все странные слова и проведено лингвистическое исследование. Так что не все так просто и абсурдно, как может показаться на первый взгляд.

Ну а чтобы Дорогому Читателю стало окончательно все ясно с этим журналом, приведу один маленький отрывочек из одного из рассказов, опубликованных на страницах "Трамвая":

Ночью Гавкин выл, задрав голову, тоскливо, как ушибленная собака.
- Его убить надо, осиновым колом, - сказал утром директор школы. - А то он кроликов напугает. Или совсем кровь выпьет.
- Чего, из кроликов?! - жутко обиделся Гавкин и клацнул зубами. - Да я из завроно пил!
Директор быстро отошел, но на всякий случай распорядился поставить у клетки пионерский караул. Когда Петр Иванович просыпался, ему отдавали салют. Пашкин каждую перемену прибегал к нему, приносил еду.
- Поешь, дед! - уговаривал он и совал сквозь прутья рубленый бифштекс.
- Я жареное не люблю! - морщился Гавкин и следил за полненькой Агаповой, стоящей в карауле, - Дай ручку, Агапова!
- Нельзя, Петр Иванович, директор не велит.
- Эх, Агапова! - вздыхал Гавкин и худой рукой толкал сидевшего на груди кролика. Обнаглели, черти.

"Доброе сердце", Сергей Шац, журнал "Трамвай", 4/91

В заключении скажу, что, по моему мнению, такой уникальный журнал мог появится только в постсоветских 90-х годах, во времена всеобщей неразберихи, хаоса и полета фантазий.

Вот такие замечательные, по-настоящему удивительные вещи я читал в своём далеком перестроечно-демократическом детстве. А Пелевина я стал читать уже гораздо позже, и, видимо, не случайно.